ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 3, 2025

Личная тайна для служебного пользования

Рейтинг: 0

Автор: МАРИЯ ЛИСИЦЫНА. Ежедневная Деловая Газета Рбк

Архивы изменили правила доступа историков и исследователей к делам репрессированных, без длительной процедуры согласований их теперь выдают только родственникам. Почему это происходит — в материале РБК.

«ОПРЕДЕЛЕННАЯ СТРОГОСТЬ»

В последние месяцы архивы начали менять условия доступа к делам репрессированных, рассказали РБК исследователи и сотрудники трех региональных архивов, по словам которых теперь такие дела выдают только близким родственникам.

«На прошлой неделе у меня были заказаны архивные дела [по репрессированным], я с ними работал, но не закончил, — рассказал РБК историк и исследователь из Свердловской области Олег Новоселов. — Собирался продолжить с ними работать в понедельник, но в пятницу мне позвонили из архива и сказали: «Извини, мы твои дела сдаем обратно в хранилище». По словам Новоселова, архивисты сослались на распоряжение руководства никому ничего не выдавать, кроме родственников, которые смогут подтвердить родство. Сотрудники архива пояснили ему, что такое распоряжение поступило из Федерального архивного агентства (Росархива).

РБК позвонил в десять архивов в девяти регионах России. В трех из них — Государственном архиве административных органов Свердловской области, Объединенном государственном архиве Челябинской области и Государственном архиве новейшей истории Костромской области — подтвердили, что изменили порядок выдачи материалов дел репрессированных.

В Свердловской области сообщили, что в соответствии с приказом Росархива от 20 марта материалы теперь выдаются только родственникам, которые могут подтвердить родство. Соответствующее указание поступило 23 сентября.

В Челябинской области рассказали, что уже два месяца материалы о репрессированных выдаются только по документам, подтверждающим родство. В архиве также сослались на мартовский приказ Росархива, но пояснили, что на уровень архива он поступил только сейчас.

В Костромской области сказали, что «без всяких осложнений» дела репрессированных выдаются только родственникам. Те, кто не может подтвердить родство, подают запрос на выдачу дела, его направляют в Росархив, и последний дает разрешение либо отказывает. Такая практика началась еще в июне, уточнили в архиве. Подобный запрос в Росархив из Костромской области направили в июле, и по состоянию на 1 октября ответа все еще не было.

В архивах Нижегородской, Владимирской, Ярославской, Архангельской, Кировской областей сообщили, что у них никаких новых ограничений на выдачу дел нет.

В Российском государственном архиве Самарской области рассказали, что дел репрессированных у них нет, но упомянули, что сейчас действительно есть «определенные ограничения» на ознакомление с такими делами, связанные с родством.

В Государственном архиве Костромской области (там хранятся административные дела репрессированных, в том числе о раскулачивании) сказали, что у них действуют стандартные ограничения, но предупредили, что каждая отдельная ситуация будет рассматриваться индивидуально руководством. «Определенная строгость появилась», — констатировали там.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни