Государственные и муниципальные служащие считают основными проблемами своей работы перекладывание ответственности, низкие зарплаты и чрезмерные нагрузки. К таким выводам пришли ученые из Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС в ходе социологического исследования, посвященного образу публичной службы (РБК ознакомился с его результатами). Тем не менее в российском обществе, по мнению авторов, сегодня происходит «ренессанс культуры служения». «Власть не просто включена в картину будущего, она является его обязательной частью», — утверждается в исследовании.
«Культура служения» в настоящее время переживает своего рода ренессанс, возвращаясь в активный обиход и наполняясь новым, более глубоким смыслом в контексте развития публичной службы», — указано в исследовании. После периода «некоторого забвения», когда при рассмотрении кадровой политики и профессионального развития акцент смещался в сторону личного успеха, понятие служения вновь обретает социальную значимость, утверждают авторы.
По их мнению, подобное возрождение «идеала служения» — признак того, что в обществе происходит переосмысление ценностей и формирование социального запроса на управленческую элиту, способную ставить общие интересы выше личных, связывающую смысл профессиональной деятельности именно со служением отечеству, народу и высоким общественным идеалам. Кроме того, граждане артикулируют запрос на человекоцентричность государственного и муниципального управления, у них есть потребность в новых коммуникативных моделях, основанных на уважении власти к населению, пишут авторы материала.
За последние годы действительно появился запрос на смысл, многие — особенно молодежь — приходят в госслужбу не за «корочками», а за возможностью что-то изменить, согласна зампред комитета по труду и социальной политике Московской торговопромышленной палаты Наталья Громова. «После 2022 года эта тенденция стала особенно заметной. У людей обострилось чувство ответственности, появилось желание быть полезными стране, обществу», — считает эксперт.
Разговоры о «культуре служения» активизировались после 2022 года, но такие разговоры могут быть «приукрашены» в угоду социальной желательности, констатирует научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Кирилл Черновол. При том действительно приоритетными являются материальные стимулы и условия труда, что подтверждается результатами исследования РАНХиГС, указывает он.
Большинство государственных служащих (62,8%) ценят в своей работе социальную значимость, а большинство муниципальных служащих (68,5%) — стабильность занятости и гарантированный доход, указано в материалах.
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Большинство респондентов считают, что граждане в целом доверяют государственным и муниципальным служащим. «Оценка общественного доверия отражает уровень соответствия действий муниципальных служащих социальным ожиданиям как отдельных социальных групп, так и всего общества в целом», — поясняют авторы исследования.
Так, 55,3% муниципальных служащих уверены, что россияне скорее им доверяют, среди государственных служащих такого мнения придерживаются 45,8%. В то же время о том, что россияне скорее не доверяют чиновникам, заявили 40,8% государственных служащих и 30,6% муниципальных. Доверие «предопределяет легитимизацию власти и результативность институциональных преобразований в данной сфере», указано в исследовании.
Вместе с тем уровень профессионализма чиновников скорее как высокий оценивают 55,3% муниципальных и 45,8% государственных служащих. Велика доля и обратных ответов: скорее как невысокий уровень профессионализма на публичной службе оценили 30,6% муниципальных и 40,8% государственных служащих. «Ключевой проблемой в профессиональной организации публичной службы по-прежнему остается привлечение и удержание высококвалифицированных управленческих кадров, формирование профессиональной среды и условий для профессиональной самореализации», — говорится в материалах исследования.
СВЯЗЬ ДОВЕРИЯ И ВВП
«Если госслужащие сами говорят о таком [высоком] уровне недоверия — это уже хороший знак. Значит, они видят проблему, не закрывают глаза, и, что важнее, готовы ее признавать. А от признания — всего один шаг к изменениям», — считает Громова. По ее мнению, доверие общества к государству влияет на развитие экономики — это база для эффективных реформ, инвестиций, малого бизнеса.
«Когда граждане чувствуют, что их слышат, а госструктуры действительно работают на благо людей, это формирует стабильность — и экономическую, и социальную», — отмечает эксперт.
По мнению Черновола, 45% недоверия — это много, но примерно такой же в среднем уровень недоверия к властям фиксируется в странах — членах ОЭСР (44%). «Международные исследования показывают, что, когда доверие к государству улучшается на 10 пунктов, темпы роста ВВП обычно ускоряются примерно на полпроцента, потому что повышается в том числе инвестиционная привлекательность страны. Поэтому у России есть и социальный, и экономический смысл работать над повышением доверия», — рассуждает эксперт.
Согласно индексу качества жизни в городах России от ВЭБ.РФ, средняя доля россиян, считающих, что они могут влиять на развитие своего района или города, составляет всего около трети, напоминает Черновол. «Это важный «барометр» доверия на микроуровне: чем выше реальное участие в принятии решений, тем выше легитимность институтов», — указывает он.
НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ И ЧРЕЗМЕРНЫЕ НАГРУЗКИ
В ходе исследования служащих спросили о проблемах, с которыми они сталкиваются в ходе профессиональной деятельности. Муниципальные служащие «ключевыми проблемными зонами» считают такие:
• недостаточная оплата труда (78,2%);
• текучка кадров (47,8%);
• отсутствие мотивации и эффективной служебной деятельности (35%);
• отсутствие реальной связи между уровнем профессионализма, результатами деятельности и оплатой труда (31,4%);
• отсутствие карьерного роста (25,8%).
Госслужащие, в свою очередь, выделяют в работе следующие первоочередные проблемы:
• перекладывание ответственности (48,5%);
• чрезмерные нагрузки (37,1%);
• низкий уровень компетентности служащих (36,5%);
• несоответствие кадровой обеспеченности выполняемым функциям (28,6%);
• низкое качество материально-технического оснащения (23,7%).
Служащие также выделили первоочередные шаги для повышения качества работы с кадрами: это повышение оплаты труда, оптимизация функций и структуры, увеличение штата, структурно-функциональная определенность, обеспечение возможностей карьерного продвижения. Эта работа должна быть системной, а не «от случая к случаю», указано в исследовании.
Сегодня высококвалифицированный специалист может выбирать: бизнес, стартап, фриланс или госслужба, и чтобы он выбрал последнее, государству нужно стать привлекательным работодателем, отмечает Громова. «Да, уровень зарплат играет роль, особенно в условиях высокой нагрузки и ответственности. Но не все сводится к деньгам», — полагает она. По данным Росстата, средняя заработная плата в сфере государственного управления в первом квартале 2025 года составила 79 тыс. руб. — около 86% от общероссийского уровня средней зарплаты (92,3 тыс. руб.).
По мнению Громовой, для привлечения кадров на государственную и муниципальную службу очень важны прозрачная система роста и оценки эффективности, уважительное отношение и признание заслуг, развитие и участие в интересных проектах, а также атмосфера.
Чтобы удержать квалифицированных специалистов, ОЭСР указывает, что необходимы в том числе зарплата не ниже 70% рыночной, прозрачные премии за результат, льготная ипотека и расширенный соцпакет, оплачиваемое обучение и стажировки, понятный карьерный маршрут и современный гибридный график, перечисляет Черновол. «Эти меры уже работают, например, в Сингапуре, Новой Зеландии, Корее, и дают эффект», — указывает он.
БЛИЗОСТЬ К «ЗЕМЛЕ» И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
Один из блоков исследования в целом был посвящен различию мнений о государственной и муниципальной службе. Среди ответов, которые приводят авторы, прозвучали следующие.
• «Государственная — это под «козырек», куда Родина пошлет!»
• «Муниципальная служба может рассматриваться как первоначальный уровень, вид гражданской службы. Была бы муниципальная как первоначальный этап государственной».
• Муниципальная служба — это больше работы на «земле» с людьми, требующей разносторонних знаний. В гражданской службе много формализма, сухости. На местах должно быть больше человечности, народоориентированности. «Выслушать, выразить соучастие, внимание человеку, но и иметь возможности помогать гражданам!»
• «Муниципальная служба — отдельный вид деятельности, в которой необходимо поднимать зарплату».
• «Зарплаты нужны адекватные, а не вот это вот все», «зачастую специалист муниципального уровня выполняет работу с большей нагрузкой нежели государственный служащий».
• «В последнее время специалисты гражданской службы работают только по принципу «сделать и сказать, чтобы угодить людям сверху», муниципальные служащие работают на людей в городе».
• «В ряде случаев муниципальная служба требует больших знаний и умений, чем гражданская служба, в которой более широкий численный состав и более узкая специализация».
По данным опроса, 44,6% муниципальных и 48% государственных служащих считают актуальной проблему низкой привлекательности своей работы для высокопрофессиональных кадров. Престижной государственную и муниципальную службу считают только 14 и 5,9% соответственно.
Вместе с тем, как отмечается в исследовании, 47,6% всех опрошенных скорее испытывают чувство гордости, когда говорят другим людям, где работают. Скорее успешной свою карьеру считают 58,3% муниципальных чиновников и 49,6% госслужащих, при этом порядка трети опрошенных в обеих группах (27,1% среди госслужащих и 31,2% среди муниципальных служащих) не видят перспектив карьерного роста.
«Когда мы ведем подбор на позиции в коммерческие компании и собеседуем кандидатов с госслужбы, то сталкиваемся с опасениями соискателей о привязке их заработка к результатам работы», — говорит управляющий партнер рекрутинговой компании ProfiStaff Денис Никулин. Зарплата на госслужбе, даже с учетом льгот и надбавок, невысока, но сама работа стабильна и, несмотря на то что предлагаемый доход в компаниях, как правило, существенно выше, кандидаты тщательно взвешивают предложения работодателей и систему мотивации, отмечает он.
При этом кандидатов с госслужбы, по его словам, отличает четкость и исполнительность, но они порой боятся брать на себя инициативу. «Им требуется время, чтобы влиться в команду и научиться в ней продуктивно взаимодействовать», — отмечает Никулин.