ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 17, 2025

Патриарх Кирилл: человек не должен оставаться безразличным к бедности других

Рейтинг: 0

Автор: Павел Коробов. Коммерсантъ

В преддверии Петербургского международного экономического форума патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал корреспонденту “Ъ” Павлу Коробову о морали и нравственности в бизнес-процессах, справедливости распределения материальных благ, борьбе с коррупцией, о том, что делать с разрывом в доходах между бедными и богатыми, и о том, как наконец достичь благополучия и процветания.

— Социальные инвестиции, этика, справедливость — эти понятия чаще всего воспринимаются как антитеза эффективности бизнес-процессов. Принято считать, что быть нравственным в экономике невыгодно. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

— Убежден, что это ложное противопоставление. Бизнес и экономика — это не явления параллельной реальности, это те общественные отношения, которые складываются между людьми, а не между обезличенными механизмами, производящими прибыль, перед ценностью которой якобы меркнет потребность людей в нравственных нормах и справедливости.

Собственно говоря, за тезисом «нравственным в экономике быть невыгодно» кроется лукавство. Выгодность того или иного предприятия определяется не только спросом и предложением, но и законодательством. А законодательство опирается на нравственность, на опыт, благодаря которому человечество развивается и выживает. Как бы выгодно ни было продавать наркотики, это, во-первых, безнравственно, а во-вторых, незаконно. Впрочем, в последние годы элитам в ряде стран удалось добиться легализации наркотиков. Думаю, там это вполне рентабельная, эффективная экономическая отрасль. Просто если какая-то критическая масса людей в обществе станет наркоманами, то ни экономики, ни бизнеса, ни, наверное, человеческого вида не будет вообще.

Эффективная экономика создает такие условия жизни для людей, которые позволяют обществу сохраниться и развиваться, причем не только экономически и научно, но культурно и, не побоюсь сказать, духовно. А эти условия не могут не иметь нравственного измерения.

— Не окажутся ли бизнесмены, игнорирующие мораль и нравственность, в более выигрышной позиции?

— Возьмем близкую для вас сферу медиа. Есть тактическая эффективность. Например, развлекательные программы обеспечивают высокий рейтинг телевизионному каналу. Каналы конкурируют между собой, увеличивая градус развлекательности. Якобы такой выбор вектора развития СМИ диктует необходимость продажи рекламы. Многие СМИ используют в качестве инструмента интерес зрителей к экстрасенсорике. Результат — кратное увеличение рынка эзотерических услуг. То есть варваризация, отупение части зрителей.

Выиграли ли СМИ от этих сиюминутных рейтингов? В конечном счете нет, ведь они за несколько десятилетий потеряли часть своей аудитории — думающих людей, которые не хотят смотреть ведьм. Они ушли в другие сегменты медиа, прежде всего в социальные сети. И сегодня эта потеря ценной, социально и политически активной аудитории уже, скорее всего, невосполнима. Поэтому цель перехватить аудиторию, играя на страхах, невежестве и инстинктах, себя не оправдывает.

Или, например, здоровье нации. После распада СССР водку можно было купить в любое время. Повсеместно стояли также игровые автоматы и казино. Слава Богу, наше общество доросло до того, чтобы понять, что такая «экономическая эффективность» нам не нужна. И между прочим, традиционные религиозные общины сообща возвышали свой голос против подобных явлений. В крупных городах, парках сейчас множество спортивных площадок, открываются спортивные секции. Приносят ли они такую прибыль, как водочные ларьки? Точно нет, но в конечном счете инвестиции в здоровый образ жизни себя окупят.

Несомненно, многое еще предстоит сделать. Мы переживаем строительный бум, строятся целые кварталы высотной застройки. Это приносит огромные прибыли девелоперам. Но есть один нюанс. Городское жилье, особенно в крупных городах, стоит неподъемно дорого. Массово продаются квартиры-студии, рассчитанные на одного-двух человек максимум. Из открытых источников можно узнать, что доля трехкомнатных квартир, то есть пригодных для семей с двумя-тремя детьми, составляет около 10% в новостройках и имеет тенденцию к сокращению. Сопоставьте это с низким коэффициентом рождаемости — и придете к выводу, что эффективность и рентабельность подобных строек не связываются с ростом населения. Позвольте высказать мнение, что для того, чтобы численность населения росла, необходимо горизонтальное развитие территорий, потому что крупные города были и остаются реципиентами населения, неспособными обеспечить его воспроизводство.

И такие примеры, подтверждающие важность и эффективность нравственно обоснованных инвестиций, можно продолжать практически по всем сегментам социально-экономической жизни.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни