Телеканал «Россия 1» выпустил фильм о жизни и быте президента России. Где живет Путин? Чем питается, где молится? Все это мы подсмотрели в документальном фильме Павла Зарубина и Саиды Медведевой «Россия. Кремль. Путин. 25 лет». И представляем самое интересное вам.
На Курантах половина второго ночи. Владимир Путин заходит в блистающий вычурными зеркалами лифт Большого Кремлевского дворца. За ним - стайка журналистов. Глава государства нажимает кнопку.
- Что хорошего в работе президента? Есть свои минусы, связанные с бытовыми вопросами. Загрузкой, даже перезагрузкой. Мало времени удается уделять близким, - рассуждает Путин. Кстати, в ранних интервью глава государства признавался, что встречами с друзьями пришлось просто пожертвовать.
- Но одна вещь, все это компенсирует. Самое главное, самое важное. Сделать всё для самого дорогого из нас. Все, чтобы наша Родина была по-настоящему мощным, перспективным государством. Чтобы мы все гордились тем, что мы - граждане этой страны, - эти слова, произнесенные в дружеской обстановке, в кулуарах Кремля, звучат по-особенному.
Журналисты во главе с Павлом Зарубиным выходят из лифта и идут вслед за президентом. В святая святых - кремлевскую квартиру главы государства.
- Были моменты, когда вы думали: «зачем мне все это нужно»? - спрашивает Зарубин.
- Нет, никогда.
Кремлевская квартира президента - не роскошь, а необходимость. Рабочий день главы государства нередко заканчивается далеко за полночь. Ведь официальные встречи, которые показывают по ТВ - только небольшая часть рабочего графика. Неофициальные беседы, например, с Си Цзиньпином или Александром Лукашенко нередко перерастают в чаепития в личной квартире. Указы тоже часто подписываются здесь. Здесь же звучат доклады о ходе спецоперации. Поэтому, особенно последние три года, Путин больше половины своих ночей проводит за высокими красными стенами в самом сердце страны.
Зайдя в красивые покои, гостевая часть которых украшена картинами и лепниной, хозяин тут же устремляется в скромную кухню, к холодильнику. Все по правилам гостеприимства - сначала предложить что-то гостям. Так на столе появляются несколько чашек, кефир и маленький десерт - клюква с медом.
- Кефир наш, российский? - интересуются журналисты.
- Конечно. Все наше, - отвечает президент. Из заграничного находится только белорусский шоколад в красивой обертке - личный подарок Александра Лукашенко.
- Я стараюсь после полуночи не есть, - извиняющимся тоном объясняет хозяин.
ВНУКИ И ИКОНЫ
Готовить глава государства может и сам. Но чаще всего Путин этого удовольствия лишен - для сбережения времени, хозяйством занимается Администрация президента.
- А ведь папа очень любил кашеварить. Студень, корюшку мариновал, - вспоминает российский лидер.
На столике за спиной президента - икона с ликом Христа. Слева - портрет любимого императора Александра III, реформатора, при котором экономика страны развивалась бешеными темпами, а русская культура переживала расцвет.
- А как же внуки? Могут сюда прийти? - живо интересуется Зарубин.
- Они стараются все-таки заранее предупредить, спросить, когда у меня будет какое-то окошечко по времени, чтобы с ними видеться, - объясняет глава государства.
- Вы с ними строгий?
- Нет, что вы, - ласково смеется в ответ Путин.
ЧУВСТВО СТРАХА
За столом завязывается оживленная беседа. Президента спрашивают о характеристике, полученной в годы службы в рядах внешней разведки. Тогда только одну черту Владимира Путина считали отрицательной - «пониженное чувство опасности».
- Я считаю, что это ошибочная характеристика, - отвечает российский лидер. - Ну вот например когда в 2000-х годах шли тяжелые бои на Кавказе, я часто летал туда на вертолете. Шли на бреющем полете, прямо над землей. Чуть выше - попадешь в зону поражения «Стингеров», которых было много у боевиков. Опасно? Я считаю - рациональный риск. Потому что я должен там быть.
Зачем президенту рисковать? Речь шла о том, чтобы сохранить государство.
- Тогда так называемый цивилизованный мир решил, что Россия ослабла. Историческая Россия под названием Советский Союз развалилась и нужно добить оставшиеся части. Самая большая из них - РФ, и ее тоже нужно разделить на 4-5 частей. На мне лежала ответственность за будущее страны. И именно тогда я начал работать на то, чтобы этого никогда не произошло.
КЕФИР И ЗАПАД
Путин вспоминает, как на встречах с иностранными лидерами приходилось указывать: вы говорите, что дружите с Россией, а потом у боевиков появляются те самые ручные зенитки «Стингер».
- Отсюда, кстати, родилась и речь 2007 года, в Мюнхене, - объясняет Путин. - Но, к сожалению, мои слова не были услышаны. То есть услышали-то все, только не отреагировали. В конечном итоге это и привело к сегодняшним трагическим событиям на украинском направлении…
В перерывах между вопросами, глава государства пьет кефир и заедает клюквой с медом.
- Хотите попробовать? Это наша, очень вкусная! - беспокоится хозяин. Пока съемочная группа пробует деликатес, Путин продолжает размышлять.
- Мне кажется, дело в том, что в основе западной культуры на первое место всегда ставится материальное благополучие. В России - нет. В России всегда говорят о нравственном начале. Отсюда и постоянное желание у западного сообщества что-то откусить от России, как-то ее подчинить, сделать ее более послушной. Это происходит из века в век, - досадует глава государства.
НА КОЛЕНЯХ
Как будто в подтверждение, президент показывает «тайные комнаты» президентской квартиры. В одной из них - маленькая «домашняя церквушка»: алтарь, скромные иконы на стенах.
- Только, пожалуйста, никаких слов, - просит Путин у съемочной группы, жестом призывая покинуть святое место.
- Вы в эту часовню приходили молиться, когда был Норд-Ост?
- Тогда я впервые встал на колени, - тихо отвечает президент. - Второй раз - в Беслане. Потому что это дети. Для тех, кто это пережил, кто это знает хотя бы - это останется навсегда…
- А были еще случаи…?
- Я много раз пытался ответить на этот вопрос. Просто…у русского человека время от времени возникает желание обратиться к Господу. Такая внутренняя потребность бывает и у меня.
После небольшой паузы экскурсия продолжается. Вот небольшой спортивный зал президента. На новых тренажерах висят старенькие, стертые перчатки - каждое утро начинается с полуторачасовой тренировки. Потом, если есть время - бассейн, или тренировка на катке. В других комнатах - личная библиотека, кинотеатр. И, конечно же - личный кабинет с бумагами государственной важности.
ГОСУДАРСТВО - ЭТО ВЫ
Хозяин и гости снова возвращаются за стол. Журналисты спрашивают президента, смогут ли русские и украинцы примириться после стольких бед.
- Мне кажется, что это неизбежно, несмотря на всю трагедию, которую мы переживаем сейчас. Это неизбежно, но это вопрос времени, - уверенно отвечает Путин.
- А отдавая приказ о начале спецоперации, вы понимали, что это приведет к таким изменениям в обществе? - продолжает тему Зарубин.
- Я не только думал, я надеялся именно на это. Хотя конечно опасность другого развития состояния общества была, риск был, - признается президент. И с каждым словом становится яснее, почему Путин так высоко ценит героев спецоперации. И почему говорит, что «оставил бы страну именно этим людям».
- Сейчас сложилась ситуация, когда рядовой гражданин, наш человек, начинает осознавать, что он - и есть государство, - говорит президент. - Что от него зависит и сегодняшний день и завтрашний, и будущее его семьи, детей Родины и страны. И он понимает, что «глубинное государство» - это он. Он - последний рубеж. Помните, как было в Великую Отечественную? Отступать некуда - за нами Москва.
О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРИЛ ПУТИН ТОЙ НОЧЬЮ
- Вы очень спокойный человек. Никогда не появлялось желания кому-нибудь врезать?
- Постоянно возникает, но нужно держать себя в руках, - улыбнулся президент.
- Что вас вдохновляет?
- Успех страны. Без всяких преувеличений. Любой успех страны меня не просто вдохновляет, а окрыляет.
- В вашем первом интервью, в 1991 году вас спросили: «Вы удачливый человек?» Тогда вы ответили положительно. Что вы скажете сейчас?
- Я, если честно, не помню. Где это, говорите, было?
- В мэрии Санкт-Петербурга, вы тогда были помощником мэра Анатолия Собчака.
- То есть я давал это интервью в мэрии Петербурга. А сейчас я даю интервью в Кремле. Думаю, комментарии излишни.
- За 25 лет вы принимали много решений. Есть ли что-то такое, о чем вы постоянно думаете?
- Для того, чтобы страна была стабильной, чтобы были условия, которые обеспечивают ее развитие, нужен один очень важный компонент - доверие людей к высшим должностным лицам страны. Чтобы его добиться, нужно честно работать. Вот сейчас, например, у нас самый низкий уровень бедности за всю историю. И люди всегда на это смотрят. Если они видят результаты - тогда доверие будет обеспечено.
Это важно, потому что без этого не будет сплоченности общества. А сплоченность общества - это будущее страны. Вот об этом я постоянно думаю. Каждый день. И без этого работать невозможно.
- Что дальше, вы об этом думаете? Кто дальше? - задает журналист последний вопрос о преемниках.
- Я всегда об этом думаю. Есть предвыборные технологии, административный ресурс. Но, в конечном итоге, все зависит от выбора народа. Это принципиальный вопрос. Поэтому, когда я думаю об этом, а я думаю об этом постоянно, я думаю, что должен появиться человек, а лучше несколько человек. Чтобы у людей был выбор. Чтобы появился человек который сможет добиться этого доверия со стороны граждан страны.
- И в этом плане вы все время оцениваете работу окружающих людей?
- Да, все время.